Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района
Структура сети образовательных учреждении, статистика учащихся
Услуги в области образования на территории муниципального района осуществляют 42 учреждения, из них 38 муниципальных учреждений образования и 3 государственных краевых учреждения: КГБ ПОУ «Таймырский колледж», КГКУ «Дудинский детский дом», КГБОУ «Дудинская школа-интернат».
Муниципальные образовательные учреждения отличаются типовым и видовым разнообразием:
- 9 дошкольных образовательных учреждений;
- 22 общеобразовательных школы с 6 филиалами;
- 7 учреждений дополнительного образования, из них 4 школы искусств, подведомственных Управлению культуры.
На территории муниципального района функционирует ТМКУ «Информационный методический центр».
Согласно федеральной статистической отчетности по состоянию на 1 января 2023 года на территории муниципального района 1844 ребенка посещают дошкольные образовательные организации. Систему дошкольного образования поддерживают 727 работников, в том числе 242 педагогических работника, из них 189 воспитателей.
Численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях на 20.09.2022г. согласно федеральной статистической отчетности составила 4833 учащихся. Количество первоклассников в текущем учебном году - 487 человек.
Дошкольное образование
Современная образовательная политика в сфере дошкольного образования направлена на достижение его доступности и качества: увеличение охвата детей дошкольным образованием, обеспечение равных возможностей получения полноценного дошкольного образования (в том числе инклюзивного), организацию преемственности детского сада и школы, достижение нового качества дошкольного образования.
Приоритетными направлениями в развитии системы дошкольного образования являются:
1) обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающихся в предоставлении места в детском саду;
2) снижение очередности для детей в возрасте до 3 лет посредством обеспечения местами в детском саду детей в возрасте от 1 года;
3) создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет: реализация программ психолого-педагогической, методической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, не посещающих детский сад (в том числе получающих дошкольное образование в форме семейного образования), а также гражданам, желающим принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (в частности детей раннего возраста);
4) организация межведомственного взаимодействия в рамках реализации модели инклюзивного образования;
5) развитие муниципальной системы оценки качества дошкольного образования (освоение содержания комплексных шкал МКДО в части ведения документации и организации образовательного процесса; мониторинг внутренней системы оценки качества дошкольного образования; разработка комплекса мер/мероприятий по устранению выявленных дефицитов; обеспечение преемственности цикла управления качеством на уровне муниципалитета и образовательных организаций);
6) развитие кадрового потенциала работников дошкольных образовательных организаций, включая поэтапное повышение квалификации на курсах по вопросам реализации ФГОС ДО, вопросам инклюзивного образования;
7) проектирование развивающей предметно – пространственной среды, отвечающей психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивающей полноценное развитие ребенка в соответствии с ФГОС ДО;
Дошкольными образовательными услугами по состоянию на 31 декабря 2022 года охвачено 1844 ребенка.
В 2022 году по-прежнему отмечается стабильное снижение количества детей в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, по сравнению с 2021 годом на 2,94%, что обусловлено миграционным оттоком населения за пределы муниципального района.
Особое внимание в муниципальном районе уделяется обеспеченности доступности дошкольного образования для детей раннего возраста. Снижен возраст поступления в группы раннего возраста во всех сельских поселениях района.
С целью увеличения охвата детей дошкольного возраста дошкольным образованием в 2022 году была открыта группа раннего возраста для детей от 1 года на базе ТМБ ДОУ «Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка».
Благодаря системной работе по обеспечению местами в дошкольных организациях детей раннего возраста удалось достичь снижения очередности по сравнению с прошлым годом на 23,14%.
По состоянию на 31 декабря 2022 года в очереди для определения в организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, состоят 299 детей.
Для оказания коррекционно-развивающей помощи детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, функционируют:
18 групп комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в форме инклюзивного образования (7 групп в ТМБ ДОУ «Дудинский центр развития - детский сад «Белоснежка»; 2 группы в ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад «Забава»; 4 группы в ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад «Льдинка»; 2 группа в ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад «Рябинка»; 1 группа в ТМБ ДОУ «Детский сад «Сказка»; 2 группы в ТМК ОУ «Хатангская СШ № 1»);
18 групп компенсирующей направленности (4 групп в ТМБ ДОУ «Дудинский центр развития - детский сад «Белоснежка»; 2 группы в ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад «Льдинка»; 2 группы в ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад «Рябинка»; 2 группы в ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад «Забава»; 2 группы в ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад «Морозко»; 2 группы в ТМБ ДОУ «Сказка»; 1 группа ТМК ДОУ «Хатангский детский сад «Снежинка»; 1 группа в ТМК ДОУ «Хатангский детский сад «Солнышко»; 2 группа в ТМК ОУ «Хатангская СШ № 1»).
По состоянию на 31 декабря 2022 года 247 детей обучается по адаптированным образовательным программам, из них для 10 детей-инвалидов, что составляет 100% от общего числа воспитанников, кому рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам.
В общеобразовательных организациях дети-инвалиды и учащиеся с ОВЗ обучаются в форме инклюзивного образования.
По состоянию на 31 декабря 2021 года 344 учащихся обучаются по адаптированным образовательным программам, из них 30 детей-инвалидов, что составляет 97,73% от общего количества детей с ОВЗ (352 ребенка), кому рекомендовано обучение по адаптированным программам.
Общий результат организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях составляет 98,63%.
Кроме того, в муниципальном районе создано 24 консультационных пункта:
МО «Город Дудинка» - 7 ед.;
с.п. Хатанга - 10 ед.;
с.п. Караул – 6 ед.;
п.г.т Диксон – 1 ед.
В рамках реализации регионального проекта «Современная школа» с целью повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания детей (в т.ч. детей раннего возраста (в рамках межведомственного взаимодействия с министерством здравоохранения); детей с ОВЗ и инвалидностью; детей, не посещающих детский сад; граждан, желающих принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей) сетью консультационных пунктов, функционирующих на базе образовательных организаций муниципального района, в течение 2022 года 405 родителям осуществлялась методическая, диагностическая, консультационная и психолого-педагогическая помощь.
Основные реорганизационные мероприятия
Все общеобразовательные учреждения переведены на новые организационно-экономические механизмы в части введения новой системы оплаты труда работников образования и перехода на нормативно-подушевое финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений, развития школьной инфраструктуры, учительского потенциала, муниципальной системы оценки качества образования, сохранения и укрепления здоровья школьников, расширения общественного участия в управлении образованием.
Приоритетные направления работы системы образования Таймырского района
Программы
Муниципальная программа Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Развитие образования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» (в ред. от 02.08.2023)