Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района
Структура сети образовательных учреждении, статистика учащихся
Услуги в области образования на территории муниципального района осуществляют 42 учреждения, из них 38 муниципальных учреждений образования и 3 государственных краевых учреждения: КГБ ПОУ «Таймырский колледж», КГКУ «Дудинский детский дом», КГБОУ «Дудинская школа-интернат».
Муниципальные образовательные учреждения отличаются типовым и видовым разнообразием:
- 9 дошкольных образовательных учреждений;
- 22 общеобразовательных школы с 6 филиалами;
- 7 учреждений дополнительного образования, из них 4 школы искусств, подведомственных Управлению культуры.
На территории муниципального района функционирует ТМКУ «Информационный методический центр».
В системе дошкольного образования заняты - 462 работника, из них 184 педагогических работника (2023 год - 194 чел).
Численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях на 20.09.2024 согласно федеральной статистической отчетности составила 4562 учащихся. Количество первоклассников в текущем учебном году - 391 человек.
Дошкольное образование
Современная образовательная политика в сфере дошкольного образования направлена на достижение его доступности и качества: увеличение охвата детей дошкольным образованием, обеспечение равных возможностей получения полноценного дошкольного образования (в том числе инклюзивного), организацию преемственности детского сада и школы, достижение нового качества дошкольного образования.
Приоритетными направлениями в развитии системы дошкольного образования являются:
♦обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающихся в предоставлении места в детском саду;снижение очередности для детей в возрасте до 3 лет посредством обеспечения местами в детском саду детей в возрасте от 1 года;
♦создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет: реализация программ психолого-педагогической, методической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, не посещающих детский сад (в том числе получающих дошкольное образование в форме семейного образования), а также гражданам, желающим принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (в частности детей раннего возраста);
♦организация межведомственного взаимодействия в рамках реализации модели инклюзивного образования;
♦развитие муниципальной системы оценки качества дошкольного образования (освоение содержания комплексных шкал МКДО в части ведения документации и организации образовательного процесса; мониторинг внутренней системы оценки качества дошкольного образования; разработка комплекса мер/мероприятий по устранению выявленных дефицитов; обеспечение преемственности цикла управления качеством на уровне муниципалитета и образовательных организаций);
♦развитие кадрового потенциала работников дошкольных образовательных организаций, включая поэтапное повышение квалификации на курсах по вопросам реализации ФГОС ДО, вопросам инклюзивного образования;
♦модернизация развивающей предметно – пространственной среды, отвечающей психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивающей полноценное развитие ребенка в соответствии с ФГОС ДО.
Численность детей, посещающих дошкольные образовательные организации муниципального района, по состоянию на 01.01.2025 года составила 1635 воспитанников, что на 2,85% ниже показателя аналогичного периода прошлого года (за 2022 год - 1 683 ребенка). Снижение численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации муниципального района, обусловлено миграцией семей с детьми за пределы муниципального района.
С целью увеличения охвата детей дошкольного возраста дошкольным образованием и снижения очередности с 01.09.2024 года в ТМБ ДОУ «Дудинский центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка» и ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка» функционируют 3 группы раннего возраста для детей от 1 года.
Обеспеченность услугами дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет в 2024 году составила 100%, очередь в детские сады для детей от 3 до 7 лет по-прежнему отсутствует. Наблюдается динамика снижения очередности в 2024 году на 8,54% по сравнению с прошлым годом.
В очереди для определения в дошкольные организации и дошкольные группы общеобразовательных организаций на 01.01.2025г. состоит 257 детей, из них 251 ребенок в возрасте от 0 до 1,5 лет и 6 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Для оказания коррекционно-развивающей помощи детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, на 01.01.2025 года функционируют 36 специализированных групп:
- 11 групп комбинированной направленности (ТМБ ДОУ «Белоснежка», ТМБ ДОУ «Льдинка», ТМБ ДОУ «Рябинка», ТМБ ДОУ «Сказка», ТМК ОУ «Караульская средняя школа-интернат»), которые посещают 173 воспитанника (49 из которых – дети с ОВЗ);
- 4 группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (в ТМБ ДОУ «Рябинка», ТМК ДОУ «Солнышко», ТМБ ДОУ «Белоснежка»), которые посещают 39 воспитанников с ОВЗ;
- 15 групп компенсирующей направленности для детей, имеющих тяжелые нарушения речи (ТМБ ДОУ «Белоснежка», ТМБ ДОУ «Льдинка» ТМБ ДОУ «Забава», ТМБ ДОУ «Морозко», ТМБ ДОУ «Сказка», ТМК ДОУ «Солнышко», ТМК ДОУ «Снежинка»), которые посещают 151 воспитанник с ОВЗ.
По состоянию на 01.01.2025 год 263 воспитанника обучается по адаптированным образовательным программам, из них 7 детей-инвалидов, что составляет 100% от общего числа воспитанников, кому рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам.
Кроме того, в муниципальном районе создано 24 консультационных пункта:
МО «Город Дудинка» - 7 ед.;
с.п. Хатанга - 10 ед.;
с.п. Караул - 6 ед.;
п.г.т Диксон - 1 ед.
В рамках реализации регионального проекта «Современная школа» с целью повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания детей (в т. ч. детей раннего возраста (в рамках межведомственного взаимодействия с министерством здравоохранения); детей с ОВЗ и инвалидностью; детей, не посещающих детский сад; граждан, желающих принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей) сетью консультационных пунктов, функционирующих на базе образовательных организаций муниципального района, в течение 2024 года 634 родителям осуществлялась методическая, диагностическая, консультационная и психолого-педагогическая помощь.
Дополнительное образование
Система дополнительного образования по состоянию па 01.01.2025 представлена 7 муниципальными организациями дополнительного образования детей.
В 2024 году общий охват дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет составил 77,35% (5 163 чел.) от общей численности детей данного возраста, с учетом обучающихся, посещающих учреждения, подведомственные Управлению образования п Управлению культуры.
Основной охват дополнительным образованием обеспечивался образовательными организациями, подведомственными Управлению образования. Так в общеобразовательных организациях дополнительными общеобразовательными программами охвачены 2 900 учащихся, в организациях дополнительного образования 2 409 человека (с учетом посещения 2-х и более объединений). Был заключено 851 договор на обучение по сертификатам персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
Основные реорганизационные мероприятия
Все общеобразовательные учреждения переведены на новые организационно-экономические механизмы в части введения новой системы оплаты труда работников образования и перехода на нормативно-подушевое финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений, развития школьной инфраструктуры, учительского потенциала, муниципальной системы оценки качества образования, сохранения и укрепления здоровья школьников, расширения общественного участия в управлении образованием.
Приоритетные направления работы системы образования Таймырского района
Программы
Муниципальная программа Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Развитие образования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» (в ред. от 22.01.2025)