Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района
Структура сети образовательных учреждении, статистика учащихся
Услуги в области образования на территории муниципального района осуществляют 42 учреждения, из них 38 муниципальных учреждений образования и 3 государственных краевых учреждения: КГБ ПОУ «Таймырский колледж», КГКУ «Дудинский детский дом», КГБОУ «Дудинская школа-интернат».
Муниципальные образовательные учреждения отличаются типовым и видовым разнообразием:
- 9 дошкольных образовательных учреждений;
- 22 общеобразовательных школы с 6 филиалами;
- 7 учреждений дополнительного образования, из них 4 школы искусств, подведомственных Управлению культуры.
На территории муниципального района функционирует ТМКУ «Информационный методический центр».
В системе дошкольного образования заняты - 465 работников, из них 1.94 педагогических работников (2022 год - 240 чел.).
Численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях на 20.09.2023 согласно федеральной статистической отчетности составила 4745 учащихся. Количество первоклассников в текущем учебном году - 475 человек.
Дошкольное образование
Современная образовательная политика в сфере дошкольного образования направлена на достижение его доступности и качества: увеличение охвата детей дошкольным образованием, обеспечение равных возможностей получения полноценного дошкольного образования (в том числе инклюзивного), организацию преемственности детского сада и школы, достижение нового качества дошкольного образования.
Приоритетными направлениями в развитии системы дошкольного образования являются:
1) обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающихся в предоставлении места в детском саду;
2) снижение очередности для детей в возрасте до 3 лет посредством обеспечения местами в детском саду детей в возрасте от 1 года;
3) создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет: реализация программ психолого-педагогической, методической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, не посещающих детский сад (в том числе получающих дошкольное образование в форме семейного образования), а также гражданам, желающим принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (в частности детей раннего возраста);
4) организация межведомственного взаимодействия в рамках реализации модели инклюзивного образования;
5) развитие муниципальной системы оценки качества дошкольного образования (освоение содержания комплексных шкал МКДО в части ведения документации и организации образовательного процесса; мониторинг внутренней системы оценки качества дошкольного образования; разработка комплекса мер/мероприятий по устранению выявленных дефицитов; обеспечение преемственности цикла управления качеством на уровне муниципалитета и образовательных организаций);
6) развитие кадрового потенциала работников дошкольных образовательных организаций, включая поэтапное повышение квалификации на курсах по вопросам реализации ФГОС ДО, вопросам инклюзивного образования;
7) проектирование развивающей предметно – пространственной среды, отвечающей психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивающей полноценное развитие ребенка в соответствии с ФГОС ДО;
Численность детей, посещающих дошкольные образовательные организации муниципального района, по состоянию на 01.01.2024 составила 1683 воспитанника, что на 8.73% ниже показателя аналогичного периода прошлого года (за 2022 год - 1 844 ребенка). Снижение численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации муниципального района, обусловлено миграцией семей с детьми за пределы муниципального района.
С целью увеличения охвата детей дошкольного возраста дошкольным образованием и снижения очередности 01.09.2023 года в ТМБ ДОУ «Дудинский центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка» были открыты 2 группы раннего возраста для детей от 1 года.
Обеспеченность услугами дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет в 2023 году составила 100.0%, очередь в детские сады для детей от 3 до 7 лет по-прежнему отсутствует. Наблюдается динамика снижения очередности в 2023 году на 6,02% по сравнению е прошлым годом.
В очереди для определения в дошкольные организации и дошкольные группы общеобразовательных организаций на 01.01.2024г. состоял 281 ребенок, из них 220 детей в возрасте от 0 до 1.5 лет и 61 ребенок в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Для оказания коррекционно-развивающей помощи детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, функционируют:
-
18 групп комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в форме инклюзивного образования (6 групп в ТМБ ДОУ «Дудинский центр развития - детский сад «Белоснежка»; 4 группы в ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад «Забава»: 3 группы в ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад «Льдинка»; 3 группы в ГМБ ДОУ «Дудинский детский сад «Рябинка»; 2 группы в ТМБ ДОУ «Детский сад «Сказка»);
- 18 групп компенсирующей направленности (4 группы в ТМБ ДОУ «Дудинский центр развития - детский сад «Белоснежка»; 2 группы в ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад «Льдинка»; 2 группы в ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад «Рябинка»; 1 группа в ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад «Забава»; 2 группы в ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад «Морозко»; 2 группы в ТМБ ДОУ «Дудинский детский сад «Сказка»; 1 группа 'ГМК ДОУ «Хатангский детский сад «Снежинка»; 4 группы в ТМК ДОУ «Хатангский детский сад «Солнышко»).
По состоянию на 31.12.2023 245 детей обучается по адаптированным образовательным программам, из них 4 ребенка-инвалида, что составляет 96.8% от общего числа воспитанников, кому рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам.
В общеобразовательных организациях дети-инвалиды и учащиеся с ОВЗ обучаются в форме инклюзивного образования.
По состоянию на 31.12.2023 425 учащихся обучаются по адаптированным образовательным программам, из них 30 детей-инвалидов. что составляет 99.53% от общего количества детей с ОВЗ (427 детей), кому рекомендовано обучение по адаптированным программам.
Общий результат организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях составляет 98.53%.
Кроме того, в муниципальном районе создано 24 консультационных пункта:
МО «Город Дудинка» - 7 ед.;
с.п. Хатанга - 10 ед.;
с.п. Караул - 6 ед.;
п.г.т Диксон - 1 ед.
В рамках реализации регионального проекта «Современная школа» с целью повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания детей (в т.ч. детей раннего возраста (в рамках межведомственного взаимодействия с министерством здравоохранения); детей с ОВЗ и инвалидностью; детей, не посещающих детский сад; граждан, желающих принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей) сетью консультационных пунктов, функционирующих на базе образовательных организаций муниципального района, в течение 2023 года 469 родителям осуществлялась методическая, диагностическая, консультационная и психолого-педагогическая помощь.
Дополнительное образование
Система дополнительного образования по состоянию па 01.01.2024 представлена 7 муниципальными организациями дополнительного образования детей.
В 2023 году общий охват дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет составил 79.65% (5 330 чел.) от общей численности детей данного возраста, с учетом обучающихся, посещающих учреждения, подведомственные Управлению образования п Управлению культуры.
Основной охват дополнительным образованием обеспечивался образовательными организациями, подведомственными Управлению образования. Так в общеобразовательных организациях дополнительными общеобразовательными программами охвачены 3200 учащихся, в организациях дополнительного образования 2492 человека (с учетом посещения 2-х и более объединений). Было заключено 1111 договоров на обучение по сертификатам персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
Основные реорганизационные мероприятия
Все общеобразовательные учреждения переведены на новые организационно-экономические механизмы в части введения новой системы оплаты труда работников образования и перехода на нормативно-подушевое финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений, развития школьной инфраструктуры, учительского потенциала, муниципальной системы оценки качества образования, сохранения и укрепления здоровья школьников, расширения общественного участия в управлении образованием.
Приоритетные направления работы системы образования Таймырского района
Программы
Муниципальная программа Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Развитие образования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» (в ред. от 20.11.2024)